Интернет как инструмент маркетинга

Сегодня украинский Интернет по количеству пользователей выходит на тот уровень, когда инвестиции в его использование как инструмента маркетинга будут давать реальные положительные результаты. Согласно выводам конференции «Интернет-бизнес 2005», развитие Интернета в Украине проходит начальные стадии. Увеличивается количество пользователей, качественно изменяется состав аудитории в сторону увеличения доли представителей бизнеса, появляется понимание необходимости использования возможностей Интернета в маркетинговом плане. Сейчас Интернет в Украине — достаточно новая рекламная площадка, а, следовательно, она наиболее перспективна. Опыт российского Интернета, который в своем развитии опережает украинский, свидетельствует, что компании, которые именно на этом этапе стали активно использовать Интернет в бизнесах-процессах, получили существенные преимущества в конкурентном отношении.

Опыт России

По официальным данным, российский сегмент Интернета насчитывает около 15 миллионов пользователей и это число постоянно увеличивается. Средний пользователь российского Интернета — это человек 28-30-летнего возраста, работающий менеджером среднего либо высшего звена, имеющий достаток выше среднего и пользующийся Интернетом каждый день. Относительно количества сайтов: зарегистрировано более 200 тысяч доменных имен; аналогичная ситуация наблюдается в развитых европейских странах — Австрии, Бельгии, Польше.

По словам Главы Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаила Сеславинского: «Сегодня без Рунета ни один рынок, ни одна большая компания и СМИ России не могут существовать». Ежемесячно Интернет в категориях «бизнес», «авто», «компьютеры», «цифровая техника» по информативности опережает соответствующие бумажные издания. Согласно прогнозам, в будущем это безусловно приведет к оттоку средств из прессы в Интернет. Также стремительно растет объем рынка Интернет-услуг, увеличивается аудитория, расширяется спектр услуг. Интернет переходит на уровень массового использования.

Массовость использования Интернета в России является основанием для притока инвестиций и более стремительного развития Интернет-сегмента рынка. В 2004 году рынок интерактивных услуг оценивался на уровне 6 миллионов долларов в год, по прогнозам в 2006 году он увеличится почти вдвое (для сравнения в Украине на аналогичные услуги израсходовали лишь 2 миллиона). С увеличением объемов растет результативность использования Интернет-рекламы. Результаты исследований показывают, что по темпам своего развития Интернет-реклама значительно опережает рост оффлайнового рекламного рынка. В среде малого и среднего бизнеса России в последнее время Интернет становится крайне привлекательным инструментом, так как имеет больше преимуществ перед другими средствами: выборочное влияние на целевую аудиторию, качество контакта, интерактивность, низкая стоимость и т. п.

Преимущества Интернета на украинском рынке

Аудитория

По данным самой крупной украинской рейтинговой системы bigmir.net, уникальная аудитория украинского Интернета насчитывает 4 292 152 пользователя (среднее значение за одиннадцать месяцев 2005 года). Среди них доля киевлян составляет 53,48%. Пользователи в городах с миллионным населением (Днепропетровск, Одесса, Харьков, Львов, Донецк, Запорожье) составляют 32,37%.

Пользователями, преимущественно, являются наиболее активные и обеспеченные граждане. Кстати, значительная часть этой аудитории (около 40%) смотрят телевизор значительно реже, чем другие украинцы. В рабочие часы Интернет вообще не имеет себе равных ни по качественным, ни по количественным показателям влияния на аудиторию.

Качество контакта

По качеству контакта Интернет уступает лишь телевидению и опережает внешнюю рекламу, рекламу в печати и на радио. Это объясняется высокой степенью персонализации рекламы, высоким коэффициентом доверия и возможной интерактивностью рекламного сообщения.

Интерактивность рекламного контакта

Это, очевидно, главное конкурентное преимущество Интернета над другими СМИ. Развитие технических возможностей Интернета позволяет организовать максимально интерактивное взаимодействие с клиентом, учесть все его пожелания, при этом обслуживание происходит мгновенно, без ожидания в очереди.

Выборочное влияние на целевую аудиторию

Интернет, как носитель рекламы, имеет широчайшие возможности во взаимодействии с целевой аудиторией. 80% посетителей приходят на сайты через рекламу и поисковые системы для получения сведений конкретной тематики. Т. е. пользователи настроены на получение конкретной информации и активно воспринимают рекламу.

Еще одним инструментом Интернет-рекламы является контекстная реклама в поисковых системах — реклама, которая появляется, когда пользователь запрашивает информацию соответствующей тематики. Кроме того, существует возможность распределения рекламы в зависимости от времени показа и тематики сайта, а также демонстрация разной рекламы представителям разных регионов (баннерная реклама).

Стоимость

По сравнению с использованием других средств рекламы, стоимость кампании в Интернете на порядок ниже. Создание информационной визитки для небольшой фирмы стоит до 1000 долларов. Разработка довольно функционального сайта требует нескольких тысяч долларов. Как правило, если компания заказывает сайт, стоимость которого составляет около 5000 долларов, ее рекламный бюджет минимум в 10 раз больше.

Помимо указанных преимуществ, следует вспомнить также о возможности ведения детальной статистики, которая позволяет определить важные особенности аудитории и в зависимости от них скорректировать следующую рекламную кампанию. Также безусловным преимуществом Интернета является почти мгновенная скорость публикации материалов, а также доступность информации в течение 7 дней недели на протяжении 24 часов в сутки.

Перспективы развития

К сожалению, весь потенциал Интернета в Украине используется не в полной мере из-за непонимания его преимуществ по сравнению с традиционными СМИ и средствами рекламы. Сегодня объем украинской Интернет-рекламы втрое меньше, чем в России. Но Интернет в Украине постепенно набирает обороты.

Сегодня компания, которая не имеет официального сайта, уже считается аутсайдером рынка. В последнее время осуществляется переход от устаревших сайтов с ограниченной функциональностью к концепции создания сайта как полноценного маркетингового инструмента. Однако, из-за пока еще низкого уровня профессионализма большинства украинских разработчиков сайтов, наблюдается неудовлетворенность результатами, которые компании получают от своих сайтов. Это, в свою очередь, влияет на отношение к Интернету как инструменту маркетинга, а, следовательно, тормозит его общее развитие в данном направлении.

Опыт других стран с высоким уровнем развития Интернета показывает, что, несмотря на временные трудности, Интернет-реклама будет быстро совершенствоваться и со временем станет серьезным конкурентом печатным СМИ и телевидению. Темпы развития Интернет-пространства России, от которой Украина отстает на несколько лет, подтверждают эти прогнозы.

Итак, в ближайшем будущем можно ожидать роста значения Интернета при ведении бизнеса. Можно с высокой точностью прогнозировать повышение заинтересованности в Интернете со стороны коммерческих компаний. Будет возрастать коммерческая результативность сайтов. Уже в следующем году вырастут предложения рынка и инвестиции в него.